Реализация ФГОС ДО в современных формах организации детской деятельности

Деятельностный подход

Cогласно теории о самоценности дошкольного периода жизни человека (теория А.В.Запорожца), основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства - это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребёнка-дошкольника виды деятельности - игра, общение с взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно-театральная деятельность, детский труд и самообслуживание - занимают особое место в системе.  Деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Деятельностный подход - организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики, развивающие разные виды компетентностей ребенка и самого ребенка как личность. (Л.Г.Петерсон)

Структура образовательной деятельности на основании деятельностного подхода:

  • Создание проблемной ситуации
  • Целевая установка
  • Мотивирование к деятельности
  • Проектирование решений проблемной ситуации
  • Выполнение действий (заданий)
  • Анализ результатов деятельности
  • Подведение итогов

Методологические подходы к организации занятий с детьми:

- ребенок занимает активную позицию на занятии: он - то слушающий, то - наблюдающий, то - действующий;- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;- обязательны смена мизансцен и движение; -очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;- не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;- отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;- учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;- в процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;необходимо поддерживать у детей ощущение успешности.

Методы и формы, 

используемые при деятельностном подходе:

диалога, проекта, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.

        Формы самореализации дошкольников:

-Выставки (тематические и авторские); 

-Персональные выставки детских работ;

-Презентации;  -Игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности);-Коллекции. 

Итак, золотые правила деятельностного подхода:

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Достижения детей групп компенсирующей направленности 


Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого воспитанника, нацелен на полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Важно не просто отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития для построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и выстроить педагогический процесс  таким образом, чтобы можно было учитывать достижения каждого ребенка и оказать ему психолого-педагогическую поддержку.    

Педагогический мониторинг представляет собой регулярное наблюдение за развитием детей, их успешностью и достижениями в разных видах деятельности. Его цель - отслеживание динамики  развития дошкольника. Если диагностика дает нам представление о том, на каком уровне развития находится наш воспитанник, например, на момент окончания учебного года, то мониторинг позволяет выявить изменения в развитии ребенка за определенный период, связать их с другими показателями образовательного процесса, установить факторы, способствующие или препятствующие достижению ребенком запланированных результатов освоения образовательной программы. Иначе говоря, педагогическая диагностика дает нам представление о самом ребенке (его состоянии) в данный момент времени, а мониторинг позволяет делать заключение об изменениях, которые происходят в ребенке в процессе образования то есть - о качестве его образования.

Мы проводим мониторинг три раза в год (в сентябре, феврале  и в апреле).    Это в полной мере позволяет своевременно скорректировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.

Выводы

По результатам мониторинга

Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута, успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при освоении программы

По результатам мониторинга у детей группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи стабильно положительная динамика.  в группе для детей с задержкой психического развития есть положительная динамика 20-22%, у большинства детей устойчивое отставание от биологического возраста в  зависимости от диагноза. Но, у каждого ребенка есть личные достижения!

© 2016 Наталья Завьялова, Республика Коми, Инта,  169840, Россия
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать