Методические разработки

Примерный план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста ЗПР пересказу сказок с использованием моделирования 

«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

   Исследование особенностей развития речи, как одно из важнейших направлений в изучении детей с ЗПР, проводилось многими учеными (Т.П.Артемьева, Н.Ю.Борякова, Е.В. Мальцева, Е.С.Слепович, Г.Н.Рахманова, Р.Д.Тригер, С.Г.Шевченко и др). Как показали исследования ученых, у этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, снижении продуктивности запоминания, нарушении логической и смысловой памяти, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития. Поэтому подключение зрительного анализатора через картинку-образ или схему в коррекционную работу позволяет детям усвоить программный материал: осознанно ввести в активный словарь новые слова, избежать быстрого утомления на занятии, запоминать лексический материал.      Проанализировав основные теоретические подходы и экспериментальные факты, касающиеся значения моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста (Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Лео Лоренсо С., Л.М. Хализева Д.Б. Эльконин и Л.Е. Журова и др.), выяснила, что метод моделирования, как средство интеллектуального и речевого развития, может быть успешно использовано при формировании у детей с ЗПР всех компонентов речевой системы.    Пересказ - это сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, его память, воображение. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи, и это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.П., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Воробьева В.К. и др.). В процессе работы я изучила методическую литературу и опыт работы по обучению детей пересказу сказок и коротких рассказов.В процессе мониторинга выявилось, что все дети имеют трудности в пересказе сказки. Преобладающими нарушениями в связной монологической речи детей являлись:

  -неумение подбирать необходимые лексико-грамматические средства для точного оформления высказывания;

- наличие длительных пауз;

- пропуск звеньев событий;

- помощь в виде наводящих вопросов, а также зрительного подкрепления.      На основе полученных данных спроектировала работу по обучению детей старшего дошкольного возраста с ЗПР пересказу сказок с помощью моделирования.    

      Авторские и русские народные сказки отбирала на основе результатов обследования в соответствии с возможностями детей и с учетом лексических тем в соответствии с программой С.Г. Шевченко. К каждому подобранному мною произведению была подобрана графическая схема, на которую опирались дети при пересказе.

    К концу учебного года двое детей показали средний уровень (20%), остальные дети на низком уровне (80%). В течение года наблюдалась устойчивая положительная динамика в развитии связной речи детей, но в виду того, что дети посещающие группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР имеют отягощенные анамнезы, поэтому хороший уровень показали не все.Пересказы детей стали более самостоятельные, соблюдалась связность и последовательность. Повысилась и культура изложения: наблюдалось меньше пауз, дети больше стали использовать образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Выдерживали структуру текста. Помощь взрослого нуждались дети, которые показали низкий уровень.

Таким образом, проведенная работа показала, что использование моделирования способствует повышению качества уровня пересказа детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 

Проект «Чудеса на огороде» 

Паспорт, занятие

Проект «Чудеса на огороде

Авторы проекта: учитель-дефектолог Завьялова Н.Н., воспитатели группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

  • Продолжительность проекта с 6 по 10 октября 2014 года
  • Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители воспитанников.
  • Цель:

создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей с ЗПР в процессе реализации образовательного проекта «Чудеса на огороде».

  • Задачи проекта:
  • закрепить знания детей об овощах, их пользе для здоровья человека; уточнять и расширить представления об овощах;
  • расширить словарный запас по данной теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • закрепить умение составлять рассказ-описание по схемам;
  • учить различать овощи по вкусу, цвету, форме, размеру;
  • учить определять место звука в словах;
  • повысить заинтересованность родителей в продуктивной деятельности с детьми.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап - накопление знаний.

  • Чтение художественных и энциклопедических изданий об овощах;
  • Игры: дидактические, словесные, пальчиковые, хороводные, подвижные игры.
  • Сочинение и разгадывание загадок (мнемотаблицы, схемы), разучивание стихов.

2 этап - практический

  • рассматривание с детьми иллюстрации, фотографии, открытки с изображением овощей;
  • чтение художественной и энциклопедической литературы об овощах;
  • проведение исследовательской деятельности: проба на вкус, на ощупь, описание и определение, где растут овощи;
  • занятие творчеством: рисование- «Что растет на грядке?», «Собираем урожай»; аппликация «Овощи»; лепка «Овощной натюрморт»; работа с прищепками;
  • тематические беседы с детьми;
  • проведение дидактических, словесных пальчиковых хороводных, подвижных игр;
  • сочинение и разгадывание загадок об овощах (мнемотаблицы, схемы), разучивание стихов;
  • разучивание стихов об овощах.
  • проведение развлечения «Осенние именины»

3 этап - завершающий:

  • презентация проекта (создание и демонстрация для детей и родителей выставки творческих работ детей, совместной работы детей и родителей: коллаж «Дары осени»);
  • - выставка-презентация для педагогов ДОУ.

Тема: «Материалы, использованные при реализации проекта»;

  • - проведение мастер-класса к проекту.

Тема: «Использование предметов-заместителей (прищепок) в коррекционно- развивающем обучении детей с ЗПР».

  • развлечение «Осенние именины»;
  • альбом «Все овощи хороши, выбирай на вкус»;
  • коллаж овощей из бросового материала.

Предварительная работа:

  • изучение методической литературы;
  • подбор литературы по теме «Овощи», иллюстраций, подвижных, дидактических, настольно-печатных, пальчиковых игр, загадок по теме;
  • чтение произведений художественной литературы по теме: русская народная сказка «Вершки и корешки», Е. Бехлерова «Капустный лист», Е. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным», Н. Носов «Огурцы», творческая инсценировка сказки «Репка» с элементами импровизации, инсценировка стихотворения «Помидор» («В огороде помидор взгромоздился на забор...»)
  • чтение стихов про овощи, отгадывание задок;
  • проведение дидактических игр: «Доскажи словечко», «Назови ласково», «Узнай овощ по его части», «Скажи наоборот», «Узнай блюдо», «Кто назовет больше качеств», «Что лишнее», «Без чего не бывает огорода»;
  • ознакомление родителей с темой проекта.

Актуальность проекта

Дети с нарушением в развитии в недостаточной степени имеют представления об овощах. Не владеют понятием обобщения, не умеют описывать предмет, так как у детей крайне бедный словарный запас. Участие детей в проекте «Чудеса на огороде» позволит обогатить знания и представления об овощах и их свойствах. Активизируются связная речь, творческие способности детей.

Предполагаемый результат:

  • развитие познавательной активности детей;
  • формирование представлений по теме «Овощи»;
  • изготовление наглядности (рисунков, поделок, аппликаций) по теме «Овощи»;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, желание активно участвовать в проектах и жизни группы и ДОУ.

План мероприятий в рамках проекта

  • Изготовление наглядности (рисунки, поделки).
  • Сбор информации: рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, открыток.
  • Совместное изготовление детьми и родителями поделок из овощей и участие в выставке «Дары природы».
  • Интегрированные занятия, беседы с детьми по теме «Овощи», использование игр и упражнений для развития мыслительной деятельности. Накопление информационной базы по изучаемой теме.
  • Изготовление альбома «Загадки про витаминки с грядки».
  • Составление описательных рассказов об овощах с помощью схем.

Итоги проекта

  • уточнили и расширили представления детей об овощах;
  • обогатили словарный запас по данной теме;
  • познакомили детей с образованием относительных прилагательных, существительных в форме именительного и родительного падежей множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; со звукобуквенным анализом;
  • закрепили у детей умение составлять рассказ-описание по схемам;
  • научили детей различать овощи по вкусу, цвету, форме, размеру;
  • научили детей изображать овощи в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Продукты проектной деятельности:

  • альбом мнемозагадок об овощах «Загадки про витамины с грядки»;
  • дидактические игры: «Вершки-корешки», «Найди свой домик», «Четвертый лишний»;
  • картотека словесных, дидактических пальчиковых, подвижных игр по теме;
  • изготовление родителями и детьми овощей из бросового материала;
  • коллаж - изготовление овощей из бросового материала совместно родителями с детьми;
  • развлечение «Осенние именины».

Конспект занятия

в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Образовательная область: познавательное и речевое развитие

составитель: Завьялова Наталья Николаевна

учитель-дефектолог,

МБДОУ «Детский сад №30 «Северное сияние»

Тема: «Овощи. Огород»

Цель: Уточнить и закрепить знания представление детей об овощах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закреплять употребление существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- упражнять в согласовании числительных с существительными;

- упражнять в образовании имён существительных и прилагательных с уменьшительно - ласкательными суффиксами;

- закрепить умение составлять описательный рассказ по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

- упражнять в узнавании овощей по их описанию;

- развивать внимание, мышление, координацию речи с движениями;

- развивать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Материалы:

Картинки с изображением овощей, сюжетная картина по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.

I. Организационный момент

1. Учитель-дефектолог: - Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.

- Назовите, что это?

- Как можно это назвать одним словом?

- Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

- Какие еще овощи вы знаете?

- Где растут овощи?

- Как собирают овощи?

- Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.

II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.

(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

2. Учитель-дефектолог: - Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?

- Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?

3. Игра «Подбери признак»

Учитель-дефектолог: - Я буду выставлять картинку- овощ, а вы назовите как можно больше слов про него. Какой он?

Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) - вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая....

Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) - вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький....

4. Игра «Чего не стало?»

Учитель-дефектолог: - Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.

5. Учитель-дефектолог: - Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».

Хозяйка однажды с базара пришла, Шагают пальцами по столу.

Хозяйка с базара домой принесла Загибают по одному пальчику.

Картошку, капусту, морковку, горох

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе - Попеременно ударяют кулачками.

Кто лучше, вкусней

И нужней на земле. Загибают по одному пальцу на название.

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!.. Хлопок.

Хозяйка тем временем Стучат ребром ладони.

Ножик взяла.

И ножиком этим

Крошить начала Загибают по одному пальчику на руке.

Картошку, капусту

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!.. Хлопок.

Накрытые крышкою, Складывают руки накрест.

В душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, Загибают по одному пальчику на руке.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох! Хлопок.

И суп овощной оказался неплох! Показывают, как едят суп.

6. Игра «Назови ласково» (с мячом).

Учитель-дефектолог: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.

Помидор - помидорчик; морковь-морковочка

Огурец - огурчик; тыква - тыковка;

Лук - лучок; свёкла - свёколка;

Чеснок - чесночок; капуста - капустка;

Горох - горошек; картошка - картошечка.

7. Игра «Один - много»

Учитель-дефектолог: - Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)

Помидор - помидоры

Огурец - огурцы

Тыква - тыквы

Кабачок - кабачки

Баклажан - баклажаны

8. Речь с движением «Урожай».

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют.

9. Игра «Назови сок, салат».

Учитель-дефектолог: - Сейчас я буду называть овощ. А вы скажите какой сок, суп, салат из него можно приготовить.

Сок из моркови- морковный Суп из гороха - гороховый

Сок из капусты- капустный Суп из картофеля - картофельный

Сок из свёклы- свёкольный

Салат из огурцов- огуречный

Игра «Подскажи словечко».

Где зимою было пусто,

Летом выросла...капуста.

Из земли за чуб плутовку,

Тянем сочную...морковку.

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я...свекла.

Летом в огороде-

Свежие, зеленые,

А зимою в бочке -

Желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? Огурцы.

10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

 Использование предметов-заместителей (прищепок)
в коррекционно-развивающем обучении детей с задержкой психического развития

«Истоки творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». 

В.А. Сухомлинский 

У детей дошкольного возраста с речевым нарушением уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме.

Коррекционно-развивающие задания и упражнения по данной проблеме можно использовать в непосредственно организованной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности.

С помощью чего мы можем развивать мелкую моторику рук? С помощью бельевых прищепок. Казалось бы, нет ничего проще прищепок, что может быть в них интересного?!  С помощью обыкновенных бельевых прищепок мы решаем многие задачи: 

•Развитие мелкой моторики рук и координации движения рук. •Развитие ориентировки в пространстве и зрительно-пространственной координации. •Развитие сенсорных навыков. •Развитие связной речи, активизации словаря •Развитие логического и творческого мышления ребенка. •Формирование звукового и слогового анализа, фонематического восприятия, звукопроизношения.  

Цвет

Такая игра подойдет для самых маленьких. Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красному помидору прикрепить красную прищепку, к желтому лимону - желтую. Форма Предложите ребенку соотнести форму прищепки с картинкой. Например, прикрепи прищепку, к овощу круглой, овальной, треугольной формы. Загадка Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ. 

Развиваем фонематический слух (после 3 лет)

Предложите малышу прикрепить прищепки красного цвета к тем словам, которые начинаются на звук «К». Или найти картинки, в которых заданный звук находится в середине или конце слова.

Буквы и слоги. Отмечаем слова, состоящие из 1 слога красными прищепками, из 2 слогов - синими. Можно на карточке написать различные слоги и составлять из них слова, отмечая их прищепками

Прищепки в усвоении детьми пространственных представлений

Для ориентировки на плоскости и в схеме собственного тела, использование прищепок очень эффективно в качестве «материальной опоры», обозначающие такие абстрактные понятия как «право - лево».

© 2016 Наталья Завьялова, Республика Коми, Инта,  169840, Россия
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать